Список функций, изученных в 7 и 8 классе
Функция |
Формула |
График |
Раздел справочника |
Прямая пропорциональность |
y = kx |
Прямая |
7 кл., §37 |
Линейная функция |
y = kx+b |
Прямая |
7 кл., §38-39 |
Обратная пропорциональность |
$ y = frac{k}{x} $ |
Гипербола |
8 кл., §6 |
Квадрат числа |
$ y=x^2$ |
Парабола |
8 кл., §18 |
Квадратный трёхчлен |
$ y = ax^2+bc+c$ |
Парабола |
8 кл., §28-29 |
Квадратный корень |
$ y = sqrt{x}$ |
Парабола |
8 кл., §22 |
Растяжение и сжатие графика по оси OX
Сравним графики пар функций, которые в общем виде можно записать так:
$$ y_1 = f(x), y_2 = f(px) $$
где $p gt 1$, произвольный положительный множитель.
Пусть p = 2.
Парабола: $y_1 = f(x) = x^2$ $ y_2 = f(2x) = (2x)^2 = 4x^2 $ $y_2 = y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1$ График сжимается в 2 раза по оси OX |
|
Гипербола: $ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$ $y_2 = f(2x) = frac{4}{(2x)} = frac{2}{x}$ $ y_2 = y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1 $ График сжимается в 2 раза по оси OX |
|
Квадратный корень: $y_1 = f(x) = sqrt{x}$ $y_2 = f(2x) = sqrt{2x}$ $y_2=y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1$ График сжимается в 2 раза по оси OX |
|
Теперь сравним пары функций с делением на p:
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f left( frac{x}{p} right), quad p gt 1 $$
Пусть p = 2
Парабола: $y_1 = f(x) = x^2$ $ y_2 = f left(frac{x}{2}right) = left(frac{x}{2}right)^2 = frac{x^2}{4} $ $y_2 = y_1 при x_2 = 2x_1$ График растягивается в 2 раза по оси OX |
|
Гипербола: $ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$ $y_2 = f left(frac{x}{2}right) = frac{4}{x/2} = frac{8}{x}$ $ y_2 = y_1 при x_2 = 2x_1$ График растягивается в 2 раза по оси OX |
|
Квадратный корень: $y_1 = f(x) = sqrt{x}$ $y_2 = f left(frac{x}{2}right) = sqrt{frac{x}{2}}$ $y_2=y_1 при x_2 = 2x_1$ График растягивается в 2 раза по оси OX |
При сравнении графиков двух функций
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f(px), quad p gt 1 $$
график второй функции сжимается в p раз по оси OX по сравнению с графиком первой функции.
При сравнении графиков двух функций
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f Biggl(frac{x}{p}Biggr), quad p gt 1 $$
график второй функции растягивается в p раз по оси OX по сравнению с графиком первой функции.
Заметим, что данные утверждения справедливы не только для рассмотренных функций, но и для любых других (синусов, косинусов, логарифмов и т.п.)
Растяжение и сжатие графика по оси OY
Сравним графики пар функций, которые в общем виде можно записать так:
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = Af(x) $$
где $A gt 1$, произвольный положительный множитель.
Пусть A = 2.
Парабола: $y_1 = f(x) = x^2$ $ y_2 = 2f(x) = 2x^2 $ $y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$ График растягивается в 2 раза по оси OY |
|
Гипербола: $ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$ $y_2 = 2f(x) = frac{8}{x}$ $ y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$ График растягивается в 2 раза по оси OY |
|
Квадратный корень: $y_1 = f(x) = sqrt{x}$ $y_2 = 2f(x) = 2sqrt{x}$ $y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$ График растягивается в 2 раза по оси OY |
Теперь сравним пары функций с делением на A:
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = frac{1}{A} f(x), quad A gt 1 $$
Пусть A = 2
Парабола: $y_1 = f(x) = x^2$ $ y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{x^2}{2}$ $y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$ График сжимается в 2 раза по оси OY |
|
Гипербола: $ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$ $y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{2}{x}$ $ y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$ График сжимается в 2 раза по оси OY |
|
Квадратный корень: $y_1 = f(x) = sqrt{x}$ $y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{sqrt{x}}{2}$ $y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$ График сжимается в 2 раза по оси OY |
При сравнении графиков двух функций
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = Af(x), quad A gt 1 $$
график второй функции растягивается в A раз по оси OY по сравнению с графиком первой функции.
При сравнении графиков двух функций
$$ y_1 = f(x), quad y_2 = frac{1}{A} f(x), quad A gt 1 $$
график второй функции сжимается в A раз по оси OY по сравнению с графиком первой функции.
Заметим, что данные утверждения справедливы не только для рассмотренных функций, но и для любых других (синусов, косинусов, логарифмов и т.п.)
Примеры
Пример 1. Постройте в одной координатной плоскости графики функций:
$$ y = sqrt{x}, y = sqrt{3x}, y = sqrt{frac{x}{3}}, y = 3sqrt{x} $$
Сделайте выводы.
По сравнению с графиком $y = sqrt{x}$:
- график функции $y = sqrt{3x}$ сжимается в 3 раза по оси OX(←)
- график функции $y = sqrt{frac{x}{3}}$ растягивается в 3 раза по оси OX(→)
- график функции $y = 3sqrt{x}$ растягивается в 3 раза по оси OY(↑)
Пример 2*. Постройте в одной координатной плоскости графики функций:
$$ y = f(x), y = f(2x), y = f Biggl(frac{x}{2}Biggr), y = 2f(x) $$
где $f(x) = x^2+3x+2$
Сделайте выводы.
Исходная функция $y = f(x) = x^2+3x+2$
Остальные функции
$$ y = f(2x) = (2x)^2+3 cdot (2x)+2 = 4x^2+6x+2 $$
$$ y = fBiggl(frac{x}{2}Biggr) = Biggl(frac{x}{2}Biggr)^2+3 cdot Biggl(frac{x}{2}Biggr) +2 = frac{x^2}{4}+ frac{3}{2} x+2 $$
$$ y = 2f(x) = 2x^2+6x+4 $$
Получаем:
По сравнению с графиком $y = f(x) = x^2+3x+2$:
- график функции y = f(2x) сжимается в 2 раза по оси OX(→)
- график функции $y = f left(frac{x}{2}right)$ растягивается в 2 раза по оси OX(←)
- график функции y = 2f(x) растягивается в 2 раза по оси OY(↑)
Рейтинг пользователей
: , *-* + : ? ! ? ! >>> mathprofi.com : >>> , , |
, . , . , . , , , . . ? — , , . , , ? , , . /, , . , , ! ? , , . ! , . , , ! , , , , , .. , , , . , , , . , : , . , , . , . , . , . . . : , . , , : . , , . , (); ; ; (); ; ; ; ; . : () () .. : , . : , , . , : 1 . , : , , .., , . , . . 2 : , . , : 2-3 : , , . — ! , . 2 3 : . : ( ). , , . , . : , , . : 3 : 2 : , . 2 : , . / , , : 4 . : . : () (). , . : , ? , , : . : , . ( ). : 5 : , . , . : . 2 : . : . . . , / . , , . /, ( ) . : : 1) , ; 2) , . 6 1 : , . , , ( ) 2 . : 7 ( ) 2 : , . , ( ) ( ). , ( ). : 8 ( ) : . ! , , , , , . ( ). . , : , , . ? , , , , // , . , : : 1) ( ) ( ) , ). 2) ( ) (!!!) , . 9 : ( ): 1) ); 2) (!!!) : ( ): , . , . : 10 . : . : 1) 2 : ; 2) : ; 3) (!!!) : : , , . , /. . , , . () .. 1) , . : , , . 2) , . : , , . , =) 11 . /: 2 : , (, ) , 2, : . 2 : , , : . , — , , ( 1,3) . . ! , , / : 12 . : . 2 : , 2 , ( ). : . , . : , . : , . 13 : : 14 : , . . , . , , : ( ) , . . /. Ƞ , ( ) . : : 1) , ; 2) , . 15 . , , : : 1) () . , . 2) . 16 ( ): 1) 1,5 : ( ); 2) 2 : : , : 17 : 1) : ; 2) 4 : : , , , , , . : 18 : 1) 2 : ; 2) : ; 3) 1 : : , 1 . (. 7). : , . : , (. ), ; , , . : 19 ( 10) 10 , . . : 4) : ; 5) 3 : : , , , : 5 3 . , . 5 , 1 . .. , ! , . , — , , , , , : 20 , . . . , , , . , , . . : , . : , . , : : : , : . : 1) : ( ); 2) 2 : ( ); 3) : ( ): : 21 . . : (1) 1 . , . (2) . . . (3) . , . (4) . . ( ): 1) 1 : ( ); 2) : ( ); 3) : ( ): , . pdf-, , . , . , . . . , , , , . , , . : : , . 22 : , : : , , . . , , . ? : , . : . : , , (. 13). 23 , : : , , . : .. (, ). , , . : : , , , . , 24- , =) 24 , : , , , , : : ! ! : , , , . , , , , : , : . : 25 : , , , : , : . , : , , . , . ? . : . : . , , . : 26 . =) , , : , ? , . : , : , . , , . =) — , , . , =) ! : >>> ( ) ? ! — |
Алгебра
План урока:
Понятие функции
Растяжение и сжатие графиков функций
Параллельный перенос графиков функций
Гипербола и обратная пропорциональность
Дробно-линейная функция
Понятие функции
Понятие функции в школьной программе впервые встречается в 7 классе, поэтому настоятельно рекомендуем перечитать посвященный этой теме урок. Напомним, что функцией (в учебной литературе может использоваться сокращение ф-ция) называется соответствие между элементами двух множеств или, другими словами, зависимость между двумя величинами. Чаще всего в алгебре рассматриваются числовые ф-ции, которые заданы аналитически, то есть формулой. В качестве примера можно привести запись
у = 5х + 7
Здесь х — это независимая переменная, или аргумент, а у — зависимая величина, или просто функция. Принципиально важно, что каждому значению аргумента соответствует только одно значение зависимой величины. Часто в математике используют запись
y = f (x)
Она читается как «игрек равен эф от икс» и означает, что величина у как-то зависит от х. По сути, она равноценна записи
у = у (х)
Если в скобках стоит конкретное число, то запись означает значение ф-ции при этом значении аргумента.
Так, если
у(x) = 4×2
то
у (5) = 4•52 = 100
у (10) = 4•102 = 400
У каждой ф-ции есть область допустимых значений (используется сокращение ОДЗ), или область определения функции. Это те значения аргумента, при которых ф-ция определена. Здесь возможны два случая. В первом область определения указывается прямо. Например, если рассматривается функция у = х4 при значениях х от 1 до 3, то и областью определения будет всё множество чисел от 1 до 3. Для обозначения области определения используется запись D(y) или D(f). При изучении неравенств мы уже познакомились с такими объектами, как числовые промежутки. Именно с их помощью указывают ОДЗ.
Пример. Постройте график функции у = х, если D(y) = [- 3; 4].
Решение. Ф-ция у = х — это линейная функция, мы уже умеем строить их графики (они представляют собой прямую линию). Выглядеть он будет так:
Однако в условии также есть запись D (y) = [- 3; 4], которая означает, что ф-ция определена только при х от — 3 до 4. С учетом этого условия график несколько преобразится:
Грубо говоря, часть графика, которая не входит в область определения, просто «отрезана».
Значительно чаще область определения явно не указывается. В этом случае предполагается, что ф-ция определена во всех точках числовой прямой, в которых ее вообще возможно вычислить. Например, ф-цию у = 9х3 — 47 можно вычислить при любом значении х, поэтому ее область определения — вся числовая прямая, то есть D(y) = (- ∞; + ∞).
А когда же вычислить функцию невозможно? К этому уроку нам известны две таких ситуации:
- когда в операции деления делителем является ноль, либо ноль является основанием степени с отрицательным показателем;
- когда под знаком корня находится отрицательное выражение.
Например, вычислить ф-цию у = 5/х при х = 0 невозможно, поэтому ее область определения — вся числовая прямая, кроме нуля, то есть
D(y) = (- ∞; 0)⋃(0; + ∞)
Функция
имеет область определения D(y) = [5; + ∞), так как при х< 5 подкоренное выражение становится отрицательным.
Также выделяют такое понятие, как область значений функции. Это множество всех значений, которые может принимать ф-ция. Проще всего проиллюстрировать это понятие на графике произвольной ф-ции:
Для обозначения области значений используется запись Е(у) или Е(f). Так, у ф-ции у = х2 при D(y) = [- 2; 2] областью значений будет промежуток [0; 4], то есть Е(у) = [0; 4]. Это видно из графика функции:
Ещё раз напомним, что область определения и область значения функции указываются с помощью числовых промежутков.
Теперь перейдем к тем понятиям, которые не изучались ранее. Первое из них — это нули функции. Так называют те значения аргумента, при которых функция обращается в ноль.
Так, у ф-ции
у = х2 — 9х + 20
есть два нуля, х = 4 и х = 5. Убедиться в этом можно подстановкой:
у(4) = 42 — 9•4 + 20 = 0
у (5) = 52 — 9•5 + 20 = 0
Для нахождения нулей ф-ции у = f(x) надо просто решить уравнение
f(x) = 0
Например, чтобы найти нули приведенной выше функции
у = х2 — 9х + 20
надо решить уравнение
х2 — 9х + 20 = 0
Сделаем это, ведь мы уже умеем решать квадратные уравнения:
D = (- 9)2 — 4•1•20 = 1
На графике нули ф-ции — это те точки, в которых график пересекает ось Ох:
Ещё одно новое понятие — промежутки знакопостоянства. Так называют промежутки числовой прямой, на которых ф-ция либо только положительна, либо только отрицательна. Для наглядности покажем их на графике:
Пусть есть ф-ция у = f(x). Для нахождения промежутков знакопостоянства необходимо решить неравенства f(x)>0 и у = f(x)< 0.
Пример. Найдите промежутки знакопостоянства функции у = 3х — 36
Решение. Решим неравенство 3х — 36 > 0:
3х> 0
3х >36
х > 12
Получаем, что функция положительна на промежутке (12; + ∞).
Аналогично решив неравенство 3х — 36 < 0, получим, что ф-ция отрицательна на промежутке (- ∞; 12).
Пример. Дана функция у = х2 — 5х. Найдите такое значение величины а, для которого выполняется условие у(а) = у(а + 2).
Решение. Очевидно, что у(а) = а2 — 5а. Теперь вычислим у(а + 2):
у(а + 2) = (а + 2)2 — 5(а + 2) = а2 + 4а + 4 — 5а — 10 = а2 — а — 6.
Теперь приравняем значения у(а) и у(а + 2):
а2 — 5а = а2 — а — 6
а2 — 5а — а2 + а = — 6
— 4а = — 6
а = 1,5
Убедимся, что мы нашли требуемое значение а:
у(1,5) = 1,52 — 5•1,5 = 2,25 — 7,5 = — 5,25
у(1,5 + 2) = у(3,5) = 3,52 — 5•3,5 = 12,25 — 17,5 = — 5,25
Ответ: 1,5
Пусть на координатной плоскости есть точка А с координатами (х0; у0). Куда переместится эта точка, если ее ордината (то есть у0) увеличится, например, в два или в три раза? Она отодвинется от оси Ох. Если же ее ордината уменьшится, то точка приблизится к оси. Наконец, если ордината поменяет знак, то точка, изначально, лежащая выше оси, окажется ниже её. Проиллюстрируем это на картинке:
Пусть есть пара функций у(х) и g = k•у(х), где k- какое-то постоянное число (константа), не равная нулю. Примерами таких пар являются:
- у = х и g = 3х (здесь k = 3);
- у = х2 и g = — 0,7х2 (k = — 0,7)
- y = x2 + 2x + 4 и g = 4(x2 + 2x + 4) = 4х2 + 8х + 16 (k = 4).
Посмотрим, как связаны графики таких функций. На рисунке красным цветом показана функция у(х), а синим g = 2у(x):
При любом значении аргумента выполняется условие g(х) = 2у(х). Это значит, что ордината (координата у) каждой точки графика g(х) вдвое больше, чем ордината соответствующей точки графика у(х). В частности, отрезок АА2 вдвое длиннее отрезка АА1:
АА2 = 2АА1
Аналогично можно записать, что
BB2 = 2BB1
Таким образом, график g(x) выглядит так, будто бы график у(х) «растянули» в 2 раза. Каждая точка «переезжает» на новое место, сдвигаясь по вертикали. Так, если точка А1 имела координаты (- 6; 2), то при растяжении графика функции она получит координаты (- 6; 4), то есть ее координата у увеличится вдвое. Точка B1 имела координаты (2; — 2), а в графике g(х) занимает позицию (2; — 4).
Убедимся в этом на примере ф-ций у = х2 и g = 2х2:
- при х = 1 имеем у(1) = 12 = 1; g(х) = 212 = 2
- при х = 2 получаем у(2) = 22 = 4 и g(x) = 222 = 8
- при х = 3 у(3) = 32 = 9 и g(3) = 232 = 18
В общем случае говорят, что график функции g(х) = ky(x) получается растяжением графика у(х) в k раз.
Пример. Функция у(х) задана графически:
Постройте график функции g(х) = 3у(х).
Решение. Каждую точку отодвинем от оси Ох, увеличив координату у точек в 3 раза:
Если коэффициент k находится в пределах 0 < k < 1, то график не растягивается, а наоборот, «сжимается». Точки перемещаются ближе к оси Ох.Для примера посмотрим на график ф-ции у = 0,5х2. Он может быть получен сжатием графика функции у = х2:
При сжатии графика каждая точка параболы приближается к оси Ох, при этом ордината точек уменьшается вдвое. Так, точка А2 с координатами (3; 9) переходит в точку А1 с координатами (3; 4,5).
Отдельно стоит рассмотреть случай, при котором коэффициент k является отрицательным. В этом случае график отображается симметрично относительно оси Ох. Те точки, которые имели изначально положительную ординату и находились выше Ох, в результате получают отрицательную ординату и оказываются ниже оси Ох. Покажем на рисунке графики ф-ций у = х2 и у = — х2 (то есть k =- 1):
Если же, например, коэффициент k = — 2, то надо и растянуть график, и перевернуть его относительно оси Ох. В частности, так выглядит график у = — 2х2:
Параллельный перенос графиков функций
Теперь посмотрим, как передвинется отдельная точка на координатной плоскости, если к ее ординате добавить какое-нибудь число. Если это число положительное, то точка поднимется выше, а если отрицательное, то она опустится:
Это означает, что если к какой-нибудь функции добавить некоторое число, то график функции переместится вверх или вниз. Для примера построим графики функций у = х2 + 2 и у = х2 — 5:
График у = х2 + 2 представляет собой тот же график у = х2, то есть параболу, который подняли на две единицы вверх. График у = х2 — 5 получен за счет сдвига вниз на 5 единиц этой же параболы. Подобное перемещение называют параллельным переносом графика функции.
Параллельный перенос возможен не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Для такого перемещения надо изменить абсциссу точки, а не ординату:
Аналогично может сдвинуться не только точка, но и целый график функции. Если вместо аргумента х подставить в ф-цию величину (х +n), то график сместится на n единиц влево.
Проиллюстрируем это с помощью ф-ций у = х2 и g = (х + 3)2. Будем вычислять значения обеих ф-ций в некоторых точках, причем для функции g будем брать значения х, меньше на три единицы:
у(0) = 02 = 0 и g(- 3) = g(- 3 + 3)2 = 02 = 0
у(- 1) = (- 1)2 = 1 и g(- 4) = g(- 4 + 3)2 = (- 1)2 = 1
у(- 2) = (- 2)2 = 4 и g(- 5) = g(- 5 + 3)2 = (- 2)2 = 4
Видно, что одинаковые значения ф-ции принимают тогда, когда аргумент у ф-ции g меньше на 3. Это значит что если сместить точку графика у = х2 на 3 единицы влево, по она попадает на график g = (х + 3)2.
Точка А1 сдвинулась влево на 3 единицы и перешла в точку А2. Аналогично точка В1 отобразилась в точку В2.
Пусть в общем случае есть функции у = у(х) и g(x) = у(х +n), где n — некоторое постоянное число. Значение у(х) в точке х0 обозначается как у0. Теперь найдем значение g(x) в точке (х0 — n):
g(х0-n) = у(х0 -n+n) = y(x0).
Получили, то же самое значение, что и у у(х). Покажем это на рисунке:
Рассмотрим теперь случай, когда график сдвигается вправо. Для этого из аргумента исходной функции надо вычесть какое-то число. На рисунке показаны графики функций у = 2х и у = 2(х — 4):
Каждая точка исходного графика (например, А1) «переехала» на 4 единицы вправо.
Надо понимать, что иногда один график можно получить из другого в несколько переходов. Пусть надо построить график у = — (х — 4)2 + 5. Его можно получить из обычной параболы у = х2 в три шага.
Сперва строим график у = (х — 4)2. Вершина параболы, как и все остальные точки, сместится на 4 позиции вправо:
Далее построим график у = — (х — 4)2. Для этого его надо отобразить симметрично относительно оси Ох (ось симметрии параболы не сдвигается, но ее ветви будут направлены вниз, а не вверх):
Последний шаг — это построение графика у = — (х — 4)2 + 5. Его можно получить, подняв предыдущий график на 5 единиц вверх:
Гипербола и обратная пропорциональность
Ранее мы уже строили графики степенных функций. Однако мы рассматривали только случаи, при которых показателем в степени являлось натуральное число. Теперь же изучим функцию у = х- 1. Напомним, что по определению отрицательной степени
Найдем область определения функции у = 1/х. Ясно, что аргумент не может равняться нулю, так как иначе получим деление на ноль:
у(0) = 1:0
При любых других значениях х значение у вычислить можно, а потому областью определения будет промежуток (- ∞; 0)⋃(0;+ ∞).
При положительных значениях аргумента ф-ция также будет положительной:
у(5) = 1:5 = 0,2
у(2) = 1:2 = 0,5
у(10) = 1:10 = 0,1
При отрицательных х величина у будет становиться отрицательной:
у(- 5) = 1:(- 5) = — 0,2
у(- 2) = 1:(- 2) = — 0,5
у(- 10) = 1:(- 10) = — 0,1
Это означает, что график ф-ции будет располагаться в I и III четвертях.
Можно заметить, что чем больше х, тем ближе у к нулю:
у(1) = 1
у(10) = 0,1
у(100) = 0,01
И наоборот, чем ближе х к нулю, тем больше у:
у(0,1) = 1:0,1 = 10
у(0,01) = 100
у (0,001) = 1000
При этом у не может равняться нулю. Действительно, дробь равна нулю только тогда, когда ее числитель равен нулю. Однако варьируя х, мы меняем только знаменатель, а в числителе остается единица. Поэтому областью значений функции у = х- 1 является промежуток (- ∞; 0)⋃(0;+ ∞).
Для построения графика найдем некоторые точки графика и занесем их в таблицу. Мы построим две таблицы — одну для положительных х, другую для отрицательных:
Теперь можно посмотреть и на сам график:
Первое, что бросается в глаза — это то, что график не представляет собой единую, непрерывную линию. Он разбит на две ветви, одна из которых располагается в III четверти, а другая — в I четверти. Такой «разрыв» связан с тем, что ноль не входит в область определения ф-ции.
Также можно заметить симметричность графика. Действительно, одна из ветвей является симметричным отображением второй ветви.
Построенный нами график называется гиперболой.
На координатной плоскости есть две прямые линии, к которым гипербола приближается, но при этом он не касается их. Это оси Ох и Оу. Для наглядности покажем их штриховой линией:
В математике подобные линии называют асимптотами функции. Горизонтальная асимптота прямая соответствует линии х = 0, а вертикальная асимптота линии у = 0.
Зная, как выглядит график у = 1/х, мы можем построить и другие, схожие с ним графики для ф-ций у = k/х, где k- это некоторое число. Их можно получить из гиперболы, используя сжатие и растяжение графиков. Если коэффициент k больше единицы, то график «отдаляется» от осей Ох и Оу:
Все эти линии являются примерами гипербол. Если коэффициент k отрицательный, то графики переворачиваются относительно оси Ох и занимают II и IV четверти:
Все приведенные зависимости вида у = k/х называют обратными пропорциональностями.
Примерами обратной пропорциональности являются ф-ции:
Обратная пропорциональность очень часто встречается в жизни. Так, время, затрачиваемое на поездку на автомобиле, обратно пропорционально средней скорости движения. Количество товара, которое можно купить на одну зарплату, обратно пропорционально стоимости этого товара.
Дробно-линейная функция
Теперь рассмотрим несколько более сложные ф-ции, чьи графики, однако, также представляют собой гиперболу. Пусть есть ф-ция вида
Как будет выглядеть ее график? Для ответа на этот вопрос выполним преобразование:
Здесь мы в числителе и знаменателе добавили и сразу вычли слагаемое 2.Этот прием помог нам выделить целую часть из дроби. В результате мы получили ф-цию, график которой можно получить с помощью двух параллельных переносов графика у = 6/х. Сначала график сместится на две единицы вправо:
На следующем шаге график поднимется на единицу вверх:
Стоит обратить внимание, что при таком передвижении гиперболы передвигаются и асимптоты графика гиперболы:
Функция
представляет собой дробь, являющуюся отношением двух линейных многочленов, х + 3 и х — 2. В математике подобные ф-ции называют дробно-линейными функциями. В качестве примеров дробно-линейных функций можно привести:
Из любой дробно-линейной функции можно выделить целую часть. Покажем это на нескольких примерах:
Во всех этих случаях график дробно-линейной функции можно построить с помощью двух параллельных переносов гиперболы.
Однако есть одно исключение. Иногда при выделении из дроби целой части дробной части не остается вовсе, то есть линейные полиномы можно сразу сократить. Например:
Графиком таких функций являются прямые горизонтальные линии. Однако на них должна быть одна «исключенная». Действительно, пусть надо построить график ф-ции
Проведя преобразования, получим
то есть у = 2. Однако в знаменателе дроби не может стоять ноль. Если же подставить в дробь х = — 2, то получим деление на ноль:
Поэтому график ф-ции будет выглядеть так:
Итак, по итогам урока мы узнали:
- как растягиваются и сжимаются графики;
- как графики функций переносятся вверх-вниз и влево-вправо;
- что такое обратная пропорциональность и как выглядит ее график — гипербола;
- как выглядит дробно-линейная функция, и каким образом ее график можно получить из гиперболы с помощью параллельных переносов.
Литература:
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
- https://reshator.com/sprav/algebra/8-klass/rastyazhenie-i-szhatie-grafikov-funkcij/.
- https://www.mathprofi.ru/kak_postroit_grafik_funkcii_s_pomoshyu_preobrazovanii.html.
- https://100urokov.ru/predmety/urok-7-funkcii-i-grafiki.
- А.В. Ланцова, Е.В. Санарова, Н.А. Оборотова и др. Разработка технологии получения инъекционной лекарственной формы на основе отечественной субстанции производной индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. Т. 13. № 3. С. 25-32.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.